Изменения в вопросах, связанных с аудитом финансовой отчетности

Уважаемые клиенты!

Обратите внимание на важные изменения в вопросах, связанных с аудитом финансовой отчетности!

Так, с 01.10.2018 вступает в силу новый Закон «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности», который содержит кое в чем радикальные изменения в вопросах аудита.

Эти изменения связаны как с организационными аспектами проведения аудита, так и с вопросами коммуникации с клиентом.

Прежде всего, обращаем ваше внимание на вопросы назначения аудитора.

Согласно ст.29 Закона Субъект аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности назначается общим собранием акционерного общества, общим собранием участников, основателем в негосударственных унитарных предприятиях, органом управления по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики государственных (коммунальных) предприятий и хозяйственных обществ, в которых государству принадлежит 100% акций (долей, паев) уставного капитала, другим высшим органом управления в соответствии с законодательством и учредительными документами. Предназначенным для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности может быть субъект аудиторской деятельности, который отвечает требованиям, установленным настоящим Законом, и включен в соответствующий раздел реестра аудиторов и субъектов аудиторской деятельности.

При этом обязательным аудитом является аудит финансовой отчетности (консолидированной финансовой отчетности) субъектов хозяйствования, которые в соответствии с законодательством обязаны обнародовать или предоставить финансовую отчетность (консолидированную финансовую отчетность) пользователям финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением, проводимыми субъектами аудиторской деятельности на основании и в порядке, предусмотренных настоящим Законом.

В свою очередь, согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предприятия, представляющим общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг), публичные акционерные общества, субъекты природных монополий на общегосударственном рынке и предприятия, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, обязаны не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) и другим способом в случаях, определенных законодательством.

Большие предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны не позднее, чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме).

Другие финансовые учреждения, относящихся к микропредприятий и малых предприятий, обязаны не позднее, чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме)

 

Справочная информация:

Предприятия, представляющие общественный интерес: предприятия — эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или по ценным бумагам которых осуществлено публичное предложение, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям) и предприятия, которые в соответствии с настоящим Законом принадлежат к большим предприятиям.

Средними являются предприятия, которые не соответствуют критериям для малых предприятий и показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, отвечают как минимум двум из следующих критериев:

  • балансовая стоимость активов — до 20 млн. евро; чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 40 млн. евро; среднее количество работников — до 250 человек.

Большими являются предприятия, которые не соответствуют критериям для средних предприятий и показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, отвечают как минимум двум из следующих критериев:

  • балансовая стоимость активовболее 20 млн. евро; чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — более 40 млн. евро; среднее количество работниковболее 250 человек.

На предприятиях, представляющих общественный интерес, проводят конкурс по отбору субъектов аудиторской деятельности, которые могут быть предназначены для оказания услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности этого предприятия.

Для проведения конкурса, предприятие, представляющие общественный интерес, должно разработать и обнародовать порядок его проведения и однозначные прозрачные и недискриминационные критерии отбора не менее двух субъектов аудиторской деятельности, представляемых на рассмотрение органов, назначают субъектов аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности.

Предприятия, представляющие общественный интерес, до подписания договора по аудиту финансовой отчетности информируют о субъекте аудиторской деятельности, который будет предоставлять эти услуги, соответствующий орган государственной власти, к которому в соответствии с законодательством подается финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением. Форма уведомления устанавливается таким органом государственной власти.

Предприятие, представляющей общественный интерес, назначает субъекта аудиторской деятельности для выполнения первой задачи по аудиту финансовой отчетности минимум на один год. Срок выполнения такой задачи может быть продлен. При этом непрерывная продолжительность выполнения задания по обязательному аудиту финансовой отчетности для субъекта аудиторской деятельности не может превышать 10 лет.

Во-вторых, следует принять во внимание требования Закона, по обеспечению функционирования аудиторского комитета.

Как указано в ст.34, большие предприятия обязаны создать аудиторский комитет или положить соответствующие функции на ревизионную комиссию или наблюдательный совет, который создается в соответствии с законодательством.

Другие предприятия, которые относятся к предприятиям, представляющим общественный интерес, могут возложить функции аудиторского комитета в отдельное подразделение органа управления или на надзорный орган.

Большинство членов аудиторского комитета предприятий, представляющих общественный интерес (в случае его создания), не должны быть связаны с такими предприятиями. Из числа независимых членов назначается Председатель аудиторского комитета. В состав аудиторского комитета не могут входить должностные лица органов управления таких предприятий.

Аудиторский комитет предприятия, представляющие общественный интерес, или орган (подразделение), на который возложены соответствующие функции, должно обеспечить:

1) информирование общего собрания акционеров (участников) или иного высшего органа управления в соответствии с законодательством, органа управления или наблюдательного органа предприятия о результатах обязательного аудита финансовой отчетности;

2) мониторинг процесса составления финансовой отчетности и предоставление рекомендаций и предложений по обеспечению достоверности информации;

3) оценку эффективности систем внутреннего контроля (внутреннего аудита в соответствии с международными стандартами профессиональной практики внутреннего аудита) и управления рисками предприятия;

4) мониторинг выполнения задач по обязательному аудиту финансовой отчетности;

5) оценку независимости субъектов аудиторской деятельности, которые предоставляют услуги по обязательному аудиту;

6) проведение прозрачного конкурса по отбору субъектов аудиторской деятельности и обоснование рекомендаций по его результатам.

Статья 35 Закона также предусматривает для субъектов, представляющих общественный интерес предоставление аудитором в ревизионный комитет (или другой соответствующий орган) дополнительного отчета аудитора в соответствии с наименьшими минимальными требованиями, перечисленными в данной статье.